Добряков Сергей Алексеевич
Северные игры 1963. Мозаика.
В 1960-е годы художник увлеченно работает над мозаичными панно. Художественный замысел панно «Северные игры» определился в Заполярье, где по традиции в День оленевода проводятся спортивные состязания.
Искусствовед Валентин Викторович Кублицкий (1938 - 2010), хорошо знавший С.А. Добрякова, написал об этом произведении так: «Материалами для панно послужили кубики цветной смальты и колотый гранит. Автор открывает для себя эстетические свойства мозаичной поверхности, набранной из различно окрашенных пород камня, познаёт взаимовыигрышное соседство смальты и гранита. Композиция произведения многоплановая. Фон решён достаточно сложно и динамично. Он образован чередующимися клиновидными полосами, выложенными кусочками голубой смальты и серого гранита разных тонов. На переднем плане слева – двое лучников; стоящий натягивает тетиву, силуэт его фигуры в малице монументален, движения уверены и сильны. Справа от него – второй, он, опершись на колено, смотрит в сторону полёта стрелы. На втором плане – оленевод, заарканивший оленя, чуть выше – лыжник, а по линии горизонта на фоне солнечного сияния мчится собачья упряжка. Сложные ритмы разнонаправленного движения придают композиции напряжённость, усиливают динамичность. В композиции есть и монументальная статичность – фигуры лучников, доминирующие на плоскости, обрисованные уверенной, чёткой, лаконичной линией, очень устойчивы и подчиняют своей устойчивости остальные детали изображения.
Декоративность композиции обогащена сочетанием тёплой шершавой фактуры мерцающих гранитных сколов с холодным глянцем цветных смальтовых пятен. Голубые, красные, жёлтые вспышки литых стеклянных кубиков вносят в атмосферу северных игр праздничную ноту… коричневый камень с его особо ощутимой природной вещностью сообщает мозаике дух былинности, неизменности народных обычаев и традиций». (В. Кублицкий. Близкое, родное. Очерки об изобразительном искусстве республики Коми. Сыктывкар, 1975. С. 98-99)
Панно «Северные игры» вмонтировано в стену на лестничном пролёте в здании по улице Коммунистической, д. 6, где раньше располагался Коми Республиканский художественный музей. После переезда музея в 1993 году в здание Усть-Сысольского духовного училища по ул. Кирова, д. 44, панно осталось на прежнем месте.
Это панно по сюжету схоже с тем, которое размещено на торце дома № 17 по улице Куратова в Сыктывкаре. В этом доме жил С.А. Добряков. Однако, по композиции и по материалам они отличаются. «Северные игры» исполнены в цвете, автор использовал и цветную смальту, и различные по цвету кусочки природного камня (гранита). Панно на торце дома почти монохромно: выполнено, в основном, в коричневом и светло-сером цвете.