Куликова Александра Александровна
Эхо тысячелетий 2001. Бумага, пастель.
А.А. Куликова, являясь носителем традиционной культуры, особенно чутко улавливает эхо тысячелетней истории коми народа. Её обращение к образам пермского звериного стиля отсылает нас к древнейшей из форм общественной идеологии, отражающей связь человека с природой – тотемизму. Комплекс верований и обрядов в эпоху родового общества был связан с представлениями о родстве человеческого рода с тотемами – видами животных. Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Почитание животного-тотема выражалось в религиозных обрядах, где использовались его вотивные изображения. Смысл этих ритуальных действий заключался в приобщении человека к священному животному.
Среди изображений хищных животных и птиц, используемых А.А.Куликовой в произведении, выделяется образ медведя. Медведь имел особый мифологический статус в традиционном мировоззрении. У коми-зырян медведь – «ош» считался сыном верховного божества Ена, вместе с которым он некогда жил на небе, но затем был лишён этого права. По другой мифологической версии, Ош произошёл от человека по имени Михаил, который пошёл в лес, встал на четвереньки и стал так ходить по деревянной колоде. Увидев это, леший, превратил его в медведя.
На изображениях пермского звериного стиля медведь предстаёт в двух ипостасях: как тотем (мифический предок) и как страж мира мёртвых: он находится в самом низу композиции, на нём изображена фигура (или череп) человека. У коми охотников Ош считался зверем, наиболее близким к лесному духу-хозяину или даже его ипостасью. Существовали специальные обрядовые действия, связанные с охотой на медведя. Медведь, по представлениям коми-зырян, обладает всеми качествами человека, ему приписываются человеческие чувства, способности и привычки. Верили, что он понимает человеческую речь. Птицы ассоциировались с солнцем или верхним миром. У многих сибирских народов филин ассоциировался со смертью.