Микушев Павел Георгиевич
На охоту 1997. Холст, масло.
Ряд образов и персонажей картин П. Микушева создан на основе «пермского звериного стиля». Пермский звериный стиль – условное наименование широко распространённых в искусстве северного Приуралья 1 тысячелетия н.э. стилизованных изображений отдельных животных, композиций из антропо- и зооантропоморфных фигур. Пермский звериный стиль обладает определённым набором образов и сюжетов, художественными и композиционными особенностями, связанными с традиционной культурой своих создателей. Развивался в металлической пластике, известны изделия из кости и дерева. Самыми распространёнными среди фантастических существ являются человеко-лосе-птицы на ящере и птицы с человеческой личиной на груди. Семантика образов отображает представления древних о мироздании, о единстве человека с миром природы. Предметы пермского звериного стиля многофункциональны: они были не только украшениями, но и амулетами-оберегами.
Образ мироздания, представленный П. Микушевым в этом произведении, демонстрирует его основательные познания в области коми мифологии. Трёхчастная структура мира выделена композиционно и промаркирована образами-символами: верхний мир – солярные знаки и птицы, средний мир – животные и люди, нижний мир – ящеры и рыбы. Птица выступает и в роли медиатора между верхним и средним миром, а рыба – как медиатор между нижним и средним.
«Ва», у коми – водное пространство, вода, доминирующая стихия в картине П. Микушева – один из наиболее ёмких мировоззренческих образов коми мифологии. Согласно одной из наиболее распространённых версий, «ва» являлась самой первой стихией мироздания, соотносимой с первичным хаосом. «Вначале не было ничего, кроме воды…». Со дна первозданного Мирового Океана боги-демиурги достают землю (или яйца жизнезарождения), на которой создаются остальные стихии, явления и живые существа. Согласно представлениям коми, «ва» есть во всех трёх уровнях мироздания. Воды небесные, земные и подземные соединяются на земле: ключи выходят из-под земли, дождь падает с небес, земная вода уходит под землю и, испаряясь, поднимается вверх. «Ва» в мировоззрении коми является образом первоначала, начала, рождения, источника жизни. В то же время, вода является границей миров и сферой контактов между ними. Лосеголовые существа-шаманы, путешествующие между мирами – образ мистической охоты как космогонического акта.
Картина была символом международной выставки «UGRICULTURE-2000» (Хельсинки, Финляндия).