Мошев Аркадий Васильевич
Чудская гора Из серии «Мифы народа коми». 2005. Бумага, тушь, перо, цв. карандаш.
Чудь – мифический народ: персонажи мифического времени, предки-язычники, карликовый народ (или богатыри), живший в незапамятные времена Золотого века.
Не желая принимать новую веру, семьи Чуди заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребения Чуди называют чудскими ямами. По другим преданиям, Чудь ушла на север, где смешалась с ненцами и обскими уграми. Убегающая Чудь не в состоянии унести с собой все золото и прячет его в заговоренных местах, а также на дне некоторых озёр.
По мнению учёного-этнографа Л.С. Грибовой, «чудь – дохристианское население Приуралья, предки современных финноязычных народов, имевших своё, отличное от христианского мировоззрение, которое получило отражение в пермском зверином стиле».
Чудь селилась на высоких холмах, они «поклонялись богам каменным и деревянным». По преданиям, чудской народ обладал несметными сокровищами, завладеть которыми стремились многие. По одной из легенд Чудь погребла себя вместе с золотом в ямах. В этих местах может «являться» Чудь (она невидима, но может показываться в человеческом облике), здесь «чудится»… А.В. Мошев, вероятно, в своей работе отразил именно этот вариант легенды о языческих предках коми-зырян и коми-пермяков.
Впечатляют глубокие познания художника в области мифологии и этнографии коми-зырян и коми-пермяков. Включённые в композицию изображения деревянных идолов – «чудская яма» или «чудская гора», есть нечто иное как родовое святилище, где кроме божеств, представлены и идолы-двойники (личные духи-покровители) членов семьи (рода). Венчает композицию необычное «светило» – то ли птица, то ли солнце. В предметах пермского звериного стиля образ птицы – созидательницы мира, олицетворявшей собой солнце и, возможно, небо, совмещает в себе и образ прародительницы рода.