Мошев Аркадий Васильевич
Пера и водяной Из серии «Мифология народа коми». 2005. Бумага, тушь, цв. карандаш.
Любил Пера-богатырь рыбачить. Рыбачил он как-то на реке Каме, но, ни одной даже мелкой рыбёшки не поймал. Рассердился Пера-богатырь на водяного, решил с ним встретиться да силу свою богатырскую попробовать. Весь день ждал Пера, и только когда стемнело, водяной вынырнул из омута… «огромный, больше Перы-богатыря. Волосы у водяного долгие, как водяная тина висят, борода длинная, весь он лохматый. Спрашивает водяной: «Ты что, Пера, воду мутишь, покою не даёшь?». Отвечает Пера: «Я хочу тебя, водяного Куля, в свои сети поймать да камскую рыбу людям отдать». Водяной предложил Пере померяться силой: кто дальше под водой проплывёт, тот и победит, «того и будет камская рыба». Пера победил и говорит водяному: «Я тебя, водяного Куля, просто не отпущу. Очень уж много бед ты наделал людям-то». Водяной испугался Перы, просит у него: «Ты меня отпусти. Я тебе и твоим людям худого больше не сделаю». Пера отвечает: «Хорошо, я отпущу тебя, водяной Куль, если навсегда покинешь Каму». Так оно и было.
Художник А.В. Мошев запечатлел момент кульминационной развязки поединка Перы и водяного. Водяного у коми чаще всего называли «васа», реже «куль» или «ва куль». Считалось, что водяные живут в подводном мире в обычных крестьянских избах, разводят коров и лошадей. Свой скот они иногда выпасали и на поверхности земли, по берегам рек и озер. Коровы водяных отличались от обычных тем, что не оставляли следов и не стряхивали попавшую на них росу. Как и владыка леса, водяной, по представлениям коми рыбаков, особенно строго относился к соблюдению норм и правил промысловой морали, наказывая за их нарушение лишением добычи.
Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, как и лесным духам, им полагалось делать приношения. Водяному полагалась и первая добыча. Первую пойманную рыбу отпускали живой в воду, или же из нее готовился обрядовый обед, подразумевая, что в нем примут участие и водяные духи.