Торлопов Станислав Анфимович
Новая паница 1968. Холст, масло.
Паница – зимняя верхняя одежда, которая богато украшалась орнаментом или полосками меха и разноцветным сукном. Число оленьих рогов в узоре, количество треугольников в форме чумов традиционно указывали на многочисленность и древность рода, на число хозяйств в стойбище.
Гармония определяет строй полотна «Новая паница», где три возраста: детство, зрелость, старость, - соподчинены единому ритму. Ритм в традиционной культуре имеет особую окраску. Анализируя культуру ненцев, А.В. Головнев отмечает, что ее характеризует особая замедленность и только в отдельные моменты оленеводы порывисты: когда идет отлов оленей, или когда женщина подхватывает ползущих к очагу детей… Сюжет картины был сочинен, как бы высчитан, ещё до того, как художник во время одной из экспедиций увидел «свою композицию» воочию… Обыденный сюжет – пошив новой паницы, когда тысячи кусочков меха сшиваются, соединяются, сливаются и образуется единое орнаментированное пространство – обретает мифологическое звучание. В картине есть время реальное и время скрытое, балансирующее между движением и неподвижностью, между мгновением и вечностью. Круг, как композиционный принцип, помогает более емко звучать теме взаимосвязи, перетекания поколений, бесконечности. Также как бесконечен орнамент: каждый отдельный рапорт орнамента завершен, закончен, в то же время, отдельные рапорты, соединяясь, образуют бесконечность.