Ермолин Рем Николаевич
Портрет Клавы Булыгиной 1974. Холст, масло.
Одной из ярких страниц в творчестве художника Р.Н. Ермолина стала Усть-Цильма. Самобытный уклад этого заповедного уголка Русского Севера, типы и характеры его жителей, удивительная по красоте природа легли в основу многожанрового Печорского цикла. Центральное полотно цикла – «Усть-Цилемская горка» (1974), где каждый из изображённых – реальный житель села. Для этой многофигурной композиции художник предварительно написал много портретов усть-цилёмов. Среди них – воспитательница детского сада, участница фольклорного ансамбля Клава Булыгина. На картине «Усть-Цилемская горка» она стоит в первом ряду в центре. На портрете молодая женщина изображена в полном девичьем горочном облачении – в рубахе-рукавах, сарафане, парчовой коротеньке, на голове повязан хаз. Она присела у окна с газетой в руках, коротая время до выхода на горочные гуляния. На часах 11.50. В зеркальном отражении трюмо – дамская сумочка и утюг в нише печи – свидетельство недавней приготовительной суеты, единственные напоминания о веке XX-м. А сейчас время словно застыло, и прошлое слилось с настоящим. Всё суетное, обыденное и повседневное осталось в зазеркалье. Обыкновенная усть-цилемская девушка превратилась в полную чувства собственного достоинства строгую и величественную красавицу. Чудо преображения, свидетелем которого стал живописец, словно бы случилось на наших глазах. |