Жилин Николай Лукьянович
Церковь в селе Онежье 1982. Холст, масло.
Николай Лукьянович Жилин в 1949 году переезжает в Москву, однако творческих связей с республикой не прерывает. Он участвует в выставках, периодически приезжает, бывает в родных местах, работает на пленэре. Родина художника – деревня Кыдздино (Кыдздiн) находится в Княжпогостском районе, как и село Онежье. На северо-восточной окраине села Онежье, на высоком берегу реки Вымь расположена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая в прежние времена была духовным центром поселения, и потому не могла остаться без внимания художника. Самые ранние упоминания о погосте Онежье и его деревянных храмах обнаружены в Дозорной книге Яренского уезда и относятся к 1608 году. В первой четверти XIX века жители ходатайствовали о постройке новой каменной церкви. В 1856 году здание было построено и освящён тёплый нижний придел в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а в 1862 – освящён главный верхний престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XIX века храм был украшен настенной росписью на библейские и евангельские сюжеты. Здание храма построено в строгих классических формах. В начале XX по инициативе прихожан и на средства вымского купца и мецената Павла Никитича Козлова (1860 – 1936) к храму пристроили трехъярусную колокольню. Звонница была возведена с элементами стиля модерн, с двух сторон к ней построили красивые лестницы, ведущие на второй этаж храма. Они были выполнены как закрытые галереи с арочными окнами. Колокольня увенчана высоким шатром с крестом. Радение купца П.Н. Козлова о храме, вероятно обусловлено ещё и тем, что родом он был из деревни Козловка, расположенной рядом с Онежьем. В истории Коми края его имя – Митит Паш – известно не только тем, что он был хозяином «Вычегодско-Вымского пароходства», перевозившего грузы и пассажиров по рекам в Коми крае и за его пределами, выстроил судоверфь в Козловке. Он одним из первых в крае построил небольшую электростанцию, ремонтировал мосты на грунтовой дороге между Онежьем и Шошкой. Из рода Митит Паша вышли многие трудолюбивые и талантливые люди: врачи, учителя, инженеры, ученые, художники – Козловы, Поляковы, Трошевы, Борисовы. Его внук, Валентин Викторович Поляков – первый профессиональный коми художник, с именем которого связано рождение и становление изобразительного искусства республики. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта для проведения богослужений с 1929-го до 1999 года. С 1960 до середины 1970-х годов в помещении храма размещался совхозный склад. В 1995 году здание было передано в пользование Княжпогостской Успенской православной общине. В 1999 году в Онежье возобновила деятельность православная религиозная организация прихода храма. В настоящее время, проводятся работы по восстановлению здания и реконструкции интерьеров, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является действующей. При подготовке материала использованы источники: 1) С.Е. Павлюшин. Объекты культурного наследия Республики Коми / С.Е. Павлюшин – Чебоксары: Перфектум, 2015. С. 138 – 142. 2) Щанов, Александр. Козлов из деревни Козловка: одним из самых предприимчивых и оборотистых купцов в Коми крае до революции был вымичанин Митит Паш // Дым Отечества, прил. к газ. «Республика». – 2007. – 29 сент. (N181). – С. 6. |